OneDayOnePlace
Все страны

Путешествие на край России

Удивительная история из далекого путешествия, но которое, даже повторив сегодня, будет так же дико и поразительно. Дальний Восток. Порт Ванино и Татарский пролив, названия, какие мало у кого на слуху, а еще меньше здесь бывали как путешественники… Ну что ж, занимайте своё место в катере, мы отправляемся на встречу с этим первозданным краем дикой природы.

Мыс Датта

P.S. Все иллюстрации сделаны автором статьи – Сергеем Кузнецовым.


1980 год. Август – сентябрь.

Из порта Ванино выбрались рано утром, в тумане. Нас трое: Виктор, мой родственник, Олег – его товарищ, владелец катера, и я. Нужно пройти пограничный мыс Датта до того, как поднимется туман, который был настолько плотным, что, сидя на корме, я не видел носа катера. Видел только свой. Силуэт Олега Луночкина за рулём терялся, Виктор был тоже "размыт", но доступен взгляду, хотя сидел в метре.

Остров Сахалин Дальний Восток

Навесные моторы урчали тихо-тихо. Мыс прошли спокойно и мокро: туман просто лег на нас и увлажнил по полной. Самое интересное началось, когда начало появляться из-за Сахалина солнышко. Туман стал отрываться от воды, как занавес! И постепенно менял свою структуру, переходя из плотного в полупрозрачный и с явной границей. Забавно было наблюдать только нижнюю часть впереди сидящих!

Когда полностью освободились от тумана и пограничников, ускорились по открытой воде вперед – навстречу приключениям!


Первое – необычное и экстремальное

Скала Слон

Небольшая скала, похожая на слона с пятнистой спиной – черными и белыми пятнами. Спрашиваю: "Почему?"

Виктор отвечает: "Бакланы! И то, что они оставляют после себя!" Олег подмигнул:

– Сэр, держите вашу шляпу!

И направил катер к скале. Бакланы взвились в воздух и началась "бомбёжка". Притом грамотно так! Сначала пикируют, потом притормаживают, раскинув крылья и повиснув почти вертикально, стреляют испражнениями! Довольно метко: по катеру пришлось не одно попадание. Кстати, один снайпер и в мою шляпу залепил!

Бакланы

Олег хохотал во всё горло. Правда, опустил голову. На всякий случай. И бросив: "Уходим!", – развернул катер. Он так резко добавил скорость, что черная кожаная с полями шляпа, уже помеченная бакланом, слетела с моей головы и нырнула в волну Татарского пролива.


Медведи и классическая музыка

Мы уходили по Татарскому проливу дальше на север. Держались береговой линии. Но на расстоянии, так как под водой находились "столы" – огромные плоские камни, на которые легко сесть. Шли от берега метров за сто, поэтому всё, что происходило на нём, было хорошо видно.

Первая неожиданная встреча – медведи! Когда шли мимо небольшого распадка между сопками, на берег буквально выкатился медвежонок и стал что-то выискивать между камней.

Медведи на Дальнем Востоке

Олег остановил катер, достал бинокль, подал его мне, а сам резко свистнул. Медвежонок встал на задние лапы. Буквально пару секунд смотрел в нашу сторону, затем рванулся вверх и быстро влез на хилую ёлочку, которая сразу согнулась в дугу. В бинокль было хорошо видно черные бусинки глаз испуганного зверька.

Виктор тронул меня за плечо:

– Смотри правее!

Из-за валуна вышла медведица. Спокойно взглянула на свое дитя, потом повернула голову в нашу сторону. Недолго постояла, принюхиваясь и поняв, что никакой угрозы от нас не происходит, подошла к ёлке. Та уже согнулась настолько, что медвежонок спокойно опустился на берег.

Олег завел двигатели. Едем дальше. Спустя минут пять Виктор попросил его остановиться и повернулся ко мне.

– Сейчас узнаешь, как нерпы любят слушать музыку!

Нерпы в море

Он достал из рюкзака транзисторный приёмник и включил его. Я когда-то читал о том, что тюлени могут находиться рядом с лодкой или кораблем, где играет музыка. Но сейчас я это увидел! Сначала метрах в десяти появилась голова одной нерпы. Выразительные выпуклые глаза очаровательной мордашки, не моргая, смотрели на меня. Ещё через несколько минут, как поплавки, на воде покачивалось ещё пять таких же удивительных мосек. Нерпы слушали классическую музыку!

Это было потрясающе! Но мысленно я ругал себя за отсутствие фотоаппарата. Даже у Виктора его не оказалось. Вся его аппаратура до сих пор ехала в контейнере из Дудинки, где он работал до моего приезда в Ванино.

Татарский пролив Сахалин


Кого ещё покажет Татарский пролив?

Идём дальше. Мне интересно всё! Разглядывая побережье и пролив, слушаю Виктора и Олега. Виктор – инженер порта Ванино. Олег – промысловик, профессиональный охотник. Оба знают эти места, как свой дом.

Берег сильно изрезан бухтами, стоками рек, которых здесь очень много, имеющих чуднЫе названия. Несмотря на то, что идём не быстро, уже далеко позади мыс Токи, похожий на карте на голову собаки. Его прошли ещё в тумане, как и бухту Сторож, и мыс Датта, за которым в пролив устремился полноводный Тумнин. В бухте Сторож речка с весёлым названием Умка. Так звали белого медвежонка из мультфильма. Олег, обладая хорошим запасом чувства юмора, посмеялся над названием бухты: "Не одна рожа охраняет, а сто рож!" Каждая бухта, каждая речка имеет свою историю. Узнать о ней в то время можно было только по рассказам очевидцев или прочесть в книгах.

Прошли мыс Юма, на который, по словам Олега, часто выходят лоси из тайги, спасаясь от гнуса. Далее бухту Чумы-Дуа, имеющую мыс с таким же названием, и речку Чумку, впадающую в бухту. А направлялись мы к месту, куда Виктор уезжал отдыхать от работы. Небольшая речка, которая, возможно, и не имеет названия на карте своего, но значима для нереста определенной рыбы. Так я узнал, что у каждого вида есть своя река. Куда пойдет метать икру кета, не пойдет семга и лосось. А в речке, на которую мы шли, нерестилась кета.

Нерест кеты

В любом путешествии присутствует фактор неожиданности. Так и произошло. Олег неожиданно сбросил скорость и показал рукой в сторону Сахалина, который по-прежнему был в дымке легких облаков.

- Касатка! Плавник видишь?

Откуда она здесь? Я даже не поверил, пока не разглядел высокий плавник среди ряби волн пролива. Олег знал о её присутствии здесь, но молчал до того времени, пока не увидел. Оказывается, даже сюда, но редко заходят касатки. Как правило, это связано с нерестом лососевых рыб. Плавник ещё несколько раз мелькнул над водой и скрылся из поля зрения.

Касатки на Дальнем Востоке

Бакланы, медведи, касатка... Что ещё нас ждет в Татарском проливе?


Статья продолжится ниже.

 

Можно ли купаться на Дальнем Востоке…

Любовь к воде стала первым шагом к закаливанию на Дальнем Востоке. Окунуться в воду, температура которой от 9-12 градусов, было интересно. А произошло это самым неожиданным образом.

Ещё до поездки на Японку я отправился пешком по левому берегу бухты Ванино, прихватив с собой надувной матрас. Погода замечательная! Сентябрь на Дальнем Востоке, как "бархатный сезон" на Черноморском побережье. Спустившись с обрывистого берега, нашёл неплохое место для отдыха. Снял обувь, допрыгал до большого плоского камня, чуть прикрытого водой. "Однако ж!" – подумал я и вернулся назад. Несмотря на жару, холодок пробежал от пяток до макушки. И всё равно сделал ещё попытку. В результате с погружением решил подождать. Лучше позагораю. Надул матрас, положил его тут же, на камень, чтобы вода слева и справа! И улёгся, глядя в высокое безоблачное небо. Красотища!

Пляжи Дальнего Востока

Иногда в поле зрения залетали то бакланы, то чайки. А в остальном – тишина. Я прикрыл глаза и...просто уснул. Каким образом меня вместе с матрасом сдвинуло с камня, объяснить можно. Но дальнейшие мои действия, когда, повернувшись на бок, я съехал в воду, описать трудно. Наверняка многие видели кадры из мультфильмов, где персонажи бегают по воде. То же самое совершил и я!

Как только холод обжег моё тело, я вылетел из воды, как торпеда, и помчался сначала к берегу. Вдруг сообразив, что уплывает матрас, я уже осознанно по плоским камням запрыгал обратно. Схватив плавсредство, я наконец-то вернулся на берег. Моё тело оказалось совершенно сухим! Какое-то время я стоял обалдевший, глядя куда-то за горизонт, словно хотел увидеть Сахалин.

Вспомнил байку Виктора. На спор нужно было проплыть 50 метров от берега, вернуться и произнести: "Хороша водичка!" Кто проговаривал без запинки, тот получал какой-то ценный приз… Я решил зайти ещё. Просто окунуться. Выйдя на камень, прыгнул в воду! Оказалось – по пояс, и я присел по шею! Тогда я не знал слова "стресс". Но это был он! И другое слово, хорошее, ему сопутствовало.

Три секунды, и я на берегу. Холода не чувствовал, благо грело солнце, и я, раскинув руки, отдался его лучам.


Text.ru - 100.00% https://onedayoneplace.ru Любое копирование и распространение данного контента строго запрещено.


Кекуры и скалы-останцы

Продолжу, однако, рассказ о путешествии по Татарскому проливу. Напомню, что вышли из Ванино с моим родственником, Виктором, инженером порта, и Олегом Луночкиным, промысловиком, бородатым позитивом почти двухметрового роста. Его катер, оснащённый двумя "Вихрями", прекрасно слушался хозяина.

А Виктор когда-то участвовал в создании карт по ледоставу на Татарском проливе, поэтому ему знакомы даже глубины здешних вод. Кстати, самая маленькая глубина фарватера всего 10 м, в северной узкой (40 км) части пролива. Поэтому здесь лёд встаёт чаще всего. А на входе в пролив, на юге, глубина больше полутора тысяч метров. И ширина более 300 км.

Скалы-останцы

Олег держал катер по-прежнему недалеко от берега, давая мне возможность почувствовать красоту Дальневосточного края. Погода пасмурная, но тепло. По-осеннему. Как я писал выше, сентябрь на Дальнем Востоке – такой же бархатный сезон, как на Черноморском побережье. Но водичка прохладнее, вместе со мной вы уже об этом узнали! Берег изрезан штормами, которые вырубают в скалах многочисленные гроты. Всё чаще встречаются останцы – отделившиеся части скал. Словно кто-то разбросал огромные камни.

– А вот это – кекуры! – Олег показывает на причудливую скалу, похожую на миниатюрный замок на острове. Такие вот произведения искусства создаются ветром и волной.

Скалы-кекуры

В пролив из распадков скатывались многочисленные реки и речушки. Очень часто река, мыс и рядом находящийся остров носят одно имя. За бухтой Ванина есть мыс Мучкей-Дуа и речка Мучке. Токи – река, мыс, посёлок и остров. Река Дюанка – их две, Большая и Малая, плюс мыс и остров. Остался позади Тумнин, серьёзная река, впадающая в бухту Датта.

Несмотря на пасмурную погоду, берег поражает своей неповторимостью. Крутые скалы с отрицательным уклоном входили в воду. Туман, кое-где зацепившийся за сопки, создавал мистическую картину. Редкие места с небольшими галечными "пляжиками" подманивали причалить. Но у нас были другие планы.

Пейзажи Дальнего Востока


Мечты о Дальнем Востоке

За эту поездку можно было изучить всю географию материкового побережья Татарского пролива.

Олег машет рукой в сторону берега, где видна очередная бухта: "Это Чумы-Дуа. В неё впадает река Чумка". Здесь мы сделали остановку.

Потом будет мыс Боэна, который выдаётся далеко в пролив и нависает над ним. Виктор сказал, что местные называют мыс "Большой Нос". И только здесь самые мощные скалистые уступы. Далее Мыс Аукан, всего 16 метров, но такой обрывистый берег тянется до самого Сюркума, до которого ещё 35 км, а место для стоянки выбрать трудно. И как предупреждение потерпеть – мыс Терпения. Весь заросший лесом. К нему тоже сложно подойти, полно подводных и надводных камней.

Вообще Сюркум, выступающий далеко в пролив, считается очень опасным. Некоторые названия заставляют задуматься. Река Голод и мыс Голод вероятно даны не просто так. Вот за ним красивый распадок, широкая ложбина меж двух сопок и река Медвежья. Впечатлений через край!

Сюркум

Тогда, в начале 80-х, место, куда мы прибыли, выглядело так. Вдалеке, у кромки леса, небольшая избушка на сваях. И сопки, сопки. На берегу странное сооружение почти без крыши. Олег пояснил, что здесь развешивают рыбу, и с Виктором направился к домику.

Я погрузился в здешнюю атмосферу. Всё настолько поглощало! Я вдыхал морской воздух, бродил по берегу и чувствовал себя как "чёрный белый человек". Так говорил Виктор, приезжая сюда один. Можно ходить в набедренной повязке, потому что сюда мало кто забирается. Я забыл про свои вопросы и просто впитывал то, что чувствовал. Яркое солнце, яркое небо, прозрачная вода +9-10° и воздух + 25°. Вечер, сумерки, костёр. Включенный Виктором приёмник ловит японскую, удивительно красивую музыку…

Природа Хабаровского края

К чему описывать то, что лучше увидеть и услышать самому? Но я это всё равно сделал, написав небольшое стихотворение. О рассвете. Так сбылась моя первая мечта. Побывать на Дальнем Востоке.




Озаряя кромку небосвода,
Солнце, словно нехотя, встаёт.
Сладко потянулось, глядя в воду.
Вслед за ним проснулся в бухте порт.

Разогнав туман, взошло на сопку,
И траву собой позолотив,
Лучиками брызнуло по тропкам,
Всё живое мигом разбудив.

Постепенно выбралось на скалы.
Разогнало чаек в вышине.
Отражением своим залюбовалось
В изумрудной ласковой волне...

На Востоке Дальнем, на рассвете,
Распахнулся купол неба надо мной.
В этом бархатном сезоне, очень летнем,
Встретился я с первою мечтой.


Читайте также
 

300*250