OneDayOnePlace
Все страны

Новогодняя Армения: путешествие в наше время, часть вторая

Душевная, особенная и гостеприимная: такой я запомнила Армению четверть века назад. Долгие годы я мечтала вернуться. И, наконец, он, новогодний, яркий и вновь влюбляющий в себя Ереван 2020-го года, настоящий город мечты. И, конечно же, Арарат! А легко ли поймать эту неуловимую гору в январе?

Площадь Республики в Ереване

1 января, самолет, вершина Арарата

Армения в новогодние каникулы

Я сижу в самолете, за окном Москва. Салон полон москвичей, собравшихся на новогодние каникулы в Ереван. На календаре 1 января 2020 года, и вряд ли из двух сотен пассажиров кто-то волнуется так же, как и я, ожидая взлета.

Арарат на закате

Два с половиной часа полета пролетели незаметно, я не отрывала глаз от иллюминатора. «Что ты там высматриваешь?», – спросила подруга. На что я коротко ответила: «Арарат». Его вершина, разрезая облака, появилась вдали. Вот он, красавец мой, встречает меня… И наш самолет пошёл на снижение.

проспект Северный в Ереване

Да, за эти годы, по сравнению с Арменией середины 90-х, о чем я писала в первой части, многое изменилось в стране. Никакой войны, тот же аэропорт, но сегодня уже связь на любой вкус, банкоматы, обменные пункты, около входа в терминал чинно стоят таксисты, подъезжают автобусы, маршрутные такси.

Центр Еревана

Дождавшись свой автобус №201, мы отправляемся в город. Я кручу головой во все стороны, всё такое знакомое и совсем другое одновременно. Ереван расцвёл за эти годы. Город из розово-серого камня туф не похож ни на один город мира. Подруга с интересом наблюдает за мной, а я не могу удержать радости и тараторю по сто раз одно и тоже: «Видишь, как тут красиво!», «А, вон коньячный завод – представляешь, «Ной» назвали!», «А это центральная улица Маштоца, бывшая Ленина, я тут бродила в первую поездку».

Добраться из аэропорта до центра города можно на автобусе №201

Выходим в центре города, около здания Оперного театра. В этом году зимой еще не было снега в Ереване, несмотря на то, что уже январь. На деревьях еще пожухлые кленовые листья, воздух пропитан запахом поздней осени и… чем-то ещё, таким знакомым до головокружения, связанным только с Арменией.

Проспект Маштоца, Ереван

В этом путешествии мне предстоит быть гидом: это первая страна, где была я и не была моя подруга, значит, мне предстоит показывать город. Но в первую поездку в Ереване я была только проездом пару дней, поэтому буду параллельно и сама изучать его. Кроме того, город за столько лет изменился, так что неделя обещает быть интересной.

Ереван-2020

Маштоца Ереван

В этом путешествии мы решили остановиться в хостеле в центре Еревана. Выбор пал на Holiday Hotel & Hostel, недалеко от улицы Пушкина. Это самый центр города: меньше 5 минут, и ты на проспекте Маштоца (все упоминаемые места отмечены на карте), а оттуда в любой конец города можно хоть автобусом, хоть пешком.

Ереван в январе

Закинув чемоданы в номер, мы отправились изучать вечерний Ереван. А вечерний новогодний Ереван прекрасен! Словно шумный муравейник, центр города. Прогулка настолько увлекла, что всё, запланированное на следующий день, мы обошли в первый же вечер.

Новый год в Ереване, проспект Северный

Северный проспект – современный центр города, место весьма популярное у молодежи, оживленная улица из отелей и магазинов, бутиков, ресторанов и разного рода лавочек с сувениркой. По ней гуляет много народа, здесь же танцуют, тут же звучит дудук, ходят мимы.

Рождество в Ереване

Эта улица выходит к сердцу Еревана – Площади Республики. Здесь главная новогодняя елка страны, рождественские ярмарки, очень напоминающие европейские, где продают сладости, вареную кукурузу и глинтвейн. В стороне стоит несколько новеньких автомобилей марки «Нива» (я слышала, в этих местах российский автопром в цене), обязательно белого цвета, из них грохочет армянское диско, и молодые хозяева «тачек» в кожаных куртках важно дефилируют среди прохожих.

площадь Республики Ереван

На Северном проспекте есть очень колоритное место «Чайхона», тут мы решили поужинать и отметить свой приезд. Прямо скажу, сервис, кухня и цены приятно удивили нас: за два горячих блюда (манты и плов), какие-то диковинные лепешки, напитки мы отдали около 1500 рублей, и это в центре города в одном из лучших заведений. Развалившись в удобных креслах, мы наслаждались происходящим с нами. Вскоре усталость от дороги взяла свое: из Сибири в новогоднюю ночь мы добирались почти 18 часов! Поэтому решили вернуться в хостел, отоспаться и с утра пойти и исследовать город дальше.

Улицы Еревана

…Утро 2 января было солнечным. Мы сидели на своих кроватях в хостеле в предвкушении того, что стопчем ноги на ераванских улицах, но увидим все, что я запланировала, и даже больше.

Тут у нас объявилась соседка по комнате, армянка, приехавшая повидаться с сыном, который проходил службу в армии где-то под Ереваном. Такое соседство всегда полезно, можно выспросить, как и куда добраться в городе.

Увидеть Арарат в январе – та еще удача: он прячется то в тумане, то в дымке над городом

Центр Еревана

Следующим пунктом в моем списке обязательных мест был Каскад – современный символ Еревана. О том, как великий и легендарный архитектор Еревана Александр Таманян воздвигал сие творение, можно накопать, просто загуглив название «Каскад в Ереване».

Каскад, Ереван

Меня это место привлекло только по одной причине: с любой ступени (а их я насчитала более 500) открывается вид на многовековой символ Армении – гору Арарат. Но я еще не знала, что буду охотиться на гору все семь дней пребывания в стране.

От хостела до Каскада мы дошли за 15 минут, и тут меня ждало разочарование. Подтвердились прочитанные мною прогнозы путешественников: в январе увидеть Арарат – та еще затея, он прячется то в тумане, то в дымке над городом. Но местные поговаривают, что в любой день на рассвете с Каскада гору всё-таки можно увидеть. «Что ж, на рассвете, так на рассвете», - подумала я и уже решила сама для себя, что с утра поднимусь на все 500 ступеней до Стеллы и увижу гору. А пока надо было понять, как мы доберёмся в Севан и Арартскую долину.

Севан, Армения

Виды Армении в январе

Посоветовавшись, мы решили воспользоваться услугами экскурсоводов, чтобы не только добраться до нужного места, но и услышать об истории Армении. Поверьте, история Армении увлекательна.

Дилиджан, Армения

Через день нам предстояло поехать на озеро Севан, посетить горнолыжку Цахкадзор (значит, мы все-таки увидим снег в Армении) и добраться до Дилиджанского заповедника. Об этих местах читайте в обзоре топ-10 мест Армении.

Статья продолжится ниже.

Севан в январе

Дорога петляла среди предгорий, она казалась намного шире, чем 25 лет назад, и я уточнила у гида, по той ли трассе мы едем. Дорога была старой, просто ее отремонтировали, значит, через час с небольшим слева я увижу город, а справа само озеро. И тут все пошло не так, как представлялось мне в моих планах и ожиданиях, но может оно и к лучшему. Во-первых, город мы проехали мимо. Это меня озадачило. Изо всех сил я всматривалась в улицы, дома, помнят ли они меня... Вряд ли, но я не забыла.

Озеро Севан Армения в январе

Сегодня нас увезли на северо-западный полуостров, в древний храм, построенный из черного туфа – монастырь Севанаванк, что по-армянски значит «черный монастырь». Я бродила там среди камней возрастом в тысячи лет. Есть предположение, что и название озера пошло от названия этого старинного монастыря, построенного в IX в. Хорошее, кстати, место для того, чтобы уединиться, не зря тут основали монастырь.

Монастырь Севанаванк у озера Севан

Отсюда на озеро можно смотреть бесконечно. Почти четверть века назад озеро Севан встречало меня лазурной волной и цветущими маками на склонах гор с заснеженными верхушками. Сегодня всё было иначе. Небо хмурилось, вода была темной, и кругом пожухлая трава. Но эти суровые виды завораживали не меньше. В этом созерцании отчего-то подумалось, что в новой поездке я прикасаюсь не только к своей личной истории, но и к истории всего армянского народа.

Армянская природа в январе

Если бы мне представилась возможность посетить Севан в третий раз, я бы поехала автобусом или на такси, погуляла по полуострову, чтобы не мешали толпы туристов, и потом спустилась в город, побродила по улицам, посидела в кафе. Обязательно с видом, чтобы насладиться настолько прекрасными картинами перед глазами, что к ним невозможно привыкнуть.

В погоне за Араратом

Хор Вирап и Арарат летом
На фото: гора Арарат летом

Наверное, мое желание увидеть Арарат покажется кому-то навязчивым, но у меня такое понимание: если ты приехал в Японию, то обязан увидеть Фудзи, в Париже – Монмартр и Эйфелеву башню, в Англии – королеву (хахаххаа!), ну а в Армении – знаменитую гору. Я-то его видела таким, каким видит не каждый человек, еще четверть века назад, гуляя в садах дяди Радика, но вот уже 8 лет я неизменно путешествую с моей подругой Катей, и мне так хочется показать гору ей!

На Каскад мы поднимались ежедневно по два-три раза, но упрямый Арарат так и сидел в непроглядной январской дымке

Поэтому в 6:30 утра следующего дня был старт на поиски Арарата на уже такой родной Каскад. Утренний Ереван, тихий и безмятежный, без прохожих и транспорта, ещё глубже проник внутрь моей странствующей души, город, в который всегда будет желание вернуться. 150, 250, 300, 450… Поворачиваюсь – никакого Арарата не видно, но, возможно, уже с первыми лучами солнца картина изменится. Я села на ступени. Мысли были разные, о геноциде армянского народа… Чуть позже записала пару сториз на видео в Инстаграм.

Арарат зимой

На фото: Араратская долина и Хор Вирап без Арарата

Мои мысли прервали первые бегуны, которые тренируются утрами на ступенях Каскада. Оглядевшись, я поняла, что чудо-панорама Еревана отменяется, ибо на город опустился туман. Мне пришлось убираться восвояси. Всё это начинало напоминать молчаливое противостояние горы, не желающей показываться, и человека, приехавшего Бог весть откуда и тоже не желающего уступать. Тут я отмечу, что на Каскад мы поднимались в день по два, а то и по три раза, ежедневно, но упрямый Арарат так и сидел в непроглядной январской дымке.

Text.ru - 100.00% https://onedayoneplace.ru Любое копирование и распространение данного контента строго запрещено.

Хор Вирап-2020 и монастырь Нораванк

Южные предгорья Армении и Нораванк

Это была моя попытка номер три увидеть Арарат. Мы поехали в Хор Вирап, ведь 85% туристов видят Араратские горы именно с этой точки, но мы оказались в числе оставшихся 15% «везунчиков». Начинало походить на издевательство, вселенский облом, невезуху, и мой оптимизм был здорово потрепан. Историю монастыря я знала со времен, когда готовилась к первой поездке, эта легенда о Георге Просветителе одна из моих любимых. Но стоя около монастыря и взирая на белый, как молоко, туман, вместо заветных вершин Сис и Масис, я осознала, что это был шах и мат от горы и Всевышнего. Признаюсь: я на них «надулась»…

Винодельня Арени

Катя искренне пыталась убедить меня, что нет ничего страшного в том, что царь-гора так и не показалась. Но ее старания были напрасны, я упёрлась и молчала. Не радовали ни пещеры, ни старинные винодельни и виноградники, ни каньоны в южных предгорьях. В соцсетях меня утешали армяне, читая мои посты: «Не грусти, Наташа-джан, приезжай еще».

Арарат, словно усмехаясь, эффектно показал мне на прощание язык - на закате в малиновых тонах. А я и не была против

Когда выглянуло солнце, стало совсем не по-январски припекать, а я сидела на лавочке древнего монастыря Нораванк и думала. Послезавтра домой, эта поездка была удивительной: прошлась по старинным местам молодости, увидела современный Ереван, попала на служения церкви «Слово Жизни», погостила всё-таки и в армянской семье у Лауры, от которой получили приглашение приехать в Стамбул. Новогодние каникулы, о которых можно было только мечтать! Но не было лишь ожидаемого послевкусия, от которого я пока не могла отказаться…

Нораванк монастырь

Автобус мчал нас обратно в Ереван. Я всматривалась в горизонт, затянутый пеленой сизой дымки, словно турки на той стороне долины жгли траву, чтобы я не видела вершин. Гид уже замолчал, туристы погрузились в дремоту, когда вдруг я разглядела очертания большого склона Арарата в небе. Я разбудила соседей, гид, почуяв возню в салоне, лениво глянула в окно… Тут меня было не сдержать: «Останавливайте автобус, мне нужно увидеть гору!» Водитель понимающе остановился прямо на трассе, все высыпали за мной на обочину...

дорога до Нораванка

Арарат, словно усмехаясь, показывал мне язык на закате в малиновых тонах. Да я и не против была. Как сказала Гоар, «Арарат – гора со сложным армянским характером». А его сегодняшний «язык» мне особенно дорог: я честно выцыганила его!

Дорога домой

Проспект Маштоца

С утра, собрав чемоданы и позавтракав, по уже сложившейся традиции умчали на Каскад. Прощаться с Ереваном лучше там: город, как на ладони. Потом неспешно брели по проспекту Маштоца, тянули время, ведь уезжать совсем не хотелось. Ладно, мне, но Катерина тоже шла повесив нос.

Ереван в январе, Маштоца

Виды Еревана

Решили до аэропорта поехать автобусом, но не тут-то было, он не приезжал, а ждали мы долго. Я приметила таксиста, который явно «охотился» на нас. Цену он, конечно, задрал немалую, видя, что мы торопимся, на моей памяти аж 6000 драм (это более 800 рублей), но договорились ехать по счетчику, и получилось среднее между нашим ожидаемым и его желаемым. Для себя отметила в который раз: с людьми юга лучше торговаться, как ни крути.

Площадь Республики, Ереван

В аэропорту Звартноц есть кресла, похожие на шезлонги, напротив панорамных окон… видимо, с видом на Арарат. Разместившись поудобнее в кресле, я улыбнулась и уставилась на уже знакомую белую дымку на горизонте. Тут же, чуть поодаль, стояло пианино, на котором что-то из классики играла армянка, а ее многочисленное семейство хлопало и пританцовывало. Арарат не выглянул на прощание, но зато как оригинально провожал нас Ереван. «Такого я не встречала ни в одном аэропорту мира!» - такими были мои прощальные мысли в эту вторую и, возможно, не последнюю встречу.